«Мы не обвиняем представительниц буржуазно женского движения за эти «невольные грезы»; они вытекают неизбежно из их классовой позиции. Мы не желаем умалять также значение феминистских организаций для успехов чисто буржуазного женского движения. Но мы желали бы предостеречь женский пролетариат от увлечения узко феминистскими задачами. Пока буржуазные женщины ограничивают свою деятельность пробуждением самосознания своих собственных сестер, можно их лишь приветствовать. Но с той минуты, как они начинают звать в свои ряды женщин-пролетарок, социал-демократы не должны, не смеют молчать. Нельзя равнодушно смотреть на бесполезную растрату сил пролетариата. Необходимо поставить тогда прямой вопрос: что могло бы принести пролетаркам объединение с буржуазными «сестрами» и чего, с другой стороны, могут добиться женщины-работницы, опираясь на собственную классовую организацию?
Возможно ли единое женское движение, спросим мы, прежде всего в обществе, основанном на классовых протвоположностях? ..
Женский мир, как и мир мужской, разделен на два ла геря: один — по своим целям, стремлениям и интересам примыкает к классам буржуазным, другой — тесно связан с пролетариатом, освободительные стремления которого охватывают также и решение женского вопроса во всей его полноте. И цели, и интересы, и средства борьбы различны у той и другой категории борющихся женщин, хотя обе они и руководствуются общим лозунгом «освобождение женщины». Каждая из борющихся групп бессознательно исходит из интересов собственного класса, которые придают ее стремлениям и задачам специфическую классовую окраску. Стать выше своих классовых интересов, пренебречь ими ради торжества цели другого класса может отдельная женщина, но не сплоченная женская организация, отражающая в себе все реальные нужды и интересы создавшей ее общественной группы. Какими бы радикальными ни казались требования феминисток, нельзя упускать из вида, что феминистки по своему классовому положению не могут бороться за коренное переустройство современной экономико-социальной структуры общества, а без этого освобождение женщины не может быть полным.
Совершенно иначе относятся
к своему положению пролетарки: мужчина в их глазах вовсе не является врагом и угнетателем; напротив, он прежде всего товарищ в общей безрадостной доле, верный соратник в борьбе за лучшее будущее. Одни и те же общественные отношения порабощают женщину и ее товарища; одни и те же ненавистные цепи капитализма пригнетают их волю и лишают их радостей и прелестей жизни.»
Александра Коллонтай